Как сделать сайт как у всех и не похожий ни на один


уникальный дизайн сайта

Заголовок статьи противоречит здравому смыслу, но так обобщённо выглядит каждое третье техническое задание на сайт. Как быть-то?

Почему хотят уникальный сайт

Люди заказывают уникальные сайты, потому что боятся затеряться в скопище себе подобных. В отношении копипастинга чужих идей в веб-разработке сосуществуют две крайности: безбожно передирают понравившийся сайт и, в противоположность этому, все силы бросают на достижение безоговорочной оригинальности. И то, и другое вредно для бизнеса.

Воровать чужой дизайн

Воровать чужой дизайн — нарушение авторских прав. Помимо этого, копировать чужие сайты гадко. Это что касается моральной (а точнее, аморальной) стороны вопроса. Есть и другие доводы против.

Копируя подчистую дизайн чужого сайта, присваивают себе и все просчёты в юзабилити, ошибки структуры контента, неудачные маркетинговые решения. Т.е., у бизнеса появляется сайт, похожий как две капли воды на сайт конкурента, со всем ворохом аналогичных проблем и неудачных внедрений. А всё потому, что клиент позарился на чужой дизайн и позабыл про то, зачем он вообще делает сайт.

Тот факт, что конкурент довольствуется своим сайтом в таком виде, ещё не значит, что всё замечательно. Довольно много компаний, сделавших сайты «для галочки». Ещё больше тех, кто доволен положением дел, просто не представляя, что такое настоящий сайт и нормальная отдача от него. Делать же свой сайт по образу и подобию тех, что нравятся внешне — значит оказаться очень далеко от истинных целей веб-разработки.

Абсолютная уникальность — утопия

Абсолютно уникальный сайт невозможен. Даже если отключить дизайнера от интернета и изолировать от общества, он всё равно нарисует что-то похожим на остальной интернет. Не верите? А вот закон больших чисел в теории вероятностей верит. Количество сайтов в интернете перевалило миллиард. По закону больших чисел дизайнеру уже не удастся нарисовать не похожий на другие абсолютно уникальный сайт. Можно с высокой долей вероятности утверждать, что всё уже нарисовано. Говоря математическим языком, вероятность того, что веб-диз родит макет сайта, не существовавший даже в деталях ранее, стремиться к нулю.

Абсолютная уникальность в веб-дизайне — недостижимая утопия. Но даже если бы она была возможна, профессиональная деформация дизайнера помешает: дизайнеры по долгу службы следят за трендами и просматривают очень много чужих работ. Их вкус сформирован тысячами виденных ранее сайтов, как формируется слог у писателей, прочитавших много хороших книг.

Почему боятся уникальности

Уникальность и новизна — верный путь к тому, чтобы остаться непонятым. А для сайта быть непонятным посетителям — верная смерть. Интуитивно будущие владельцы сайтов понимают, что меню должно быть слева и что не стоит уж слишком экспериментировать со структурой и навигацией. Поэтому то и ждут, что их сайт будет «нормальным», т.е., как все.

Интернет молод, но уже успел закостенеть в том, что касается элементов навигации и внешнего вида органов управления. Многое из того, что мы используем на сайтах, пришло из обычной жизни. Например, кнопки на сайтах похожи на те, что окружают нас в обычной жизни, особенно это было заметно в эпоху скевоморфизма. Пользователи так привыкли к интернету, что многие вещи делают там на автомате. Например, интуитивно кликают по всему, что подходит для этого, ищут меню слева и сверху, скролят вниз и т.д. Мешать людям делать это привычным способом — значит вызывать неудобство и недоумение. Мало кому хочется делать из сайта квест и это хорошо!

Ненормальность уместна в сайтах для фриков или для рейтингов самых необычных сайтов. Если сайт делают для широких масс, он должен быть понятным для 16-65+ лет; это автоматом отсекает все смелые инновации.

Как делать сайт правильно

Правильно сайт делать таким образом, чтобы он улучшил бизнес владельца. Уже одно это исключает слепое копирование чужих сайтов, потому что у каждого бизнеса свои задачи в интернете. Копировать ли чужой сайт или придумывать абсолютно уникальный — точно не то, с чего нужно начинать.

Сайт начинается с постановки целей. Задача маркетолога и веб-дизайнера — подобрать оптимальные инструменты для их достижения и на них вырастить сайт. Если в ходе работы он получится похожим на другие (что весьма вероятно), ничего страшного. Если же сайт получится уникальным — тоже нормально. Ведь мы с самого начала решали маркетинговые задачи бизнеса, стало быть, всё по плану.

Получается, что в техническом задании на сайт от веб-студии нужно требовать не то, чтобы «сайт был уникальным», или наоборот «похожим на такой-то и такой-то сайты». А нужно ставить задачи, которые сайт призван решить в этой компании. Потому что акцентируя внимание на ложных целях, заказчик копает яму под свою компанию.

Эволюция веб-дизайна

В мозгу веб-дизайнера происходит сублимация опыта предшественников: новый сайт — это совокупность всего хорошего, что придумали ранее. Если дизайнеры не будут перенимать хорошее, прогресс в сайтостроении остановится. Копирование улучшений — залог эволюции. Объединяя несколько удачных чужих решений, веб-дизайнер придумывает отличное новое своё. Следующий дизайнер заимствует эту новинку и скрещивая с другими приходит к новому эволюционному открытию. Веб-разработка — это огромный котёл, в котором варятся тысячи идей и опытный дизайнер умеет в своём широком кругозоре смешивать готовые ингредиенты, чтобы синтезировать новые.



Комментарии (0)