С чужим брифом по миру идут


Чужие брифы на сайт - зло

За продолжительную практику выявили характерную категорию заказчиков сайтов. Латентно раздражаемся, но это часть бизнеса.

Есть такой малоприятный тренд: люди заполняют первый попавшийся бриф на создание сайта и рассылают своё сочинение всем веб-студиям «мира». Опустим тот факт, что брифование (читай, анкетирование) — это имитация деятельности, не имеющая ничего общего с настоящим целеуказанием и придуманная только для обмана неискушенных в сфере интернет-маркетинга. И давайте не будем про «скупой платит дважды», ведь и младенцу понятно, что этот «импровизированный тендер» спамеры брифами устраивают чтобы найти подрядчика подешевле. У этого явления есть общечеловеческие негативные аспекты, которые, на наш взгляд, очевидны даже для непрофессионалов. Однако чужие брифы продолжают приходить по почте, значит многие не понимают пагубности такой практики. 

Почему же рассылать чужие брифы не только невежливо, но и вредно?

Невежливо

Начнём с того, что получать чужой заполненный бриф — это обидно. Сразу понятно, что заказчик уже контактировал с кем-то, у него на руках удовлетворительное техническое задание, какая-то веб-студия потратила на переговоры время и силы. Но что-то пошло не так и заказчик ищет другую веб-студию. 9 шансов из 10, что не понравилась цена. А может и понравилась, но решили найти ещё дешевле. В общем, ситуация дурно пахнет.

Почти у каждой веб-студии есть свой бриф и по правилам хорошего тона нужно его запросить. А не присылать чужой. Прийти в веб-студию с чужим брифом сродни тому, чтобы заявиться в ресторан с чужим меню. Реакция у менеджеров веб-студии соответствующая.

Особенно обидно, что массовая рассылка брифа обезличена: исполнителю этого спама без разницы кому и куда он пишет, лишь бы охват был побольше. Текст письма составляется таким образом, чтобы безболезненно копипастить на уровне «доброго времени суток!». В общем, к конструктивному диалогу такое обращение не располагает.

Невежливо посылать веб-студии чужой бриф, уважайте этикет.

Технически ущербно

Бриф брифу рознь и каждая веб-студия акцентирует внимание на чём-то своём: начинающим командам нужно выяснить любимый цвет клиента и слепить что-то на скорую руку, лишь бы приняли с первого раза. Экспертам хочется улучшить бизнес заказчика и анкетировать они будут с соответствующей глубиной и погружением.

Бриф — это игра в одни ворота. В нём есть только те данные, которые компания сама сообщила, основываясь на вопросах анкеты. Будь там другие вопросы, и ответы были бы другие. Суть в том, что в брифе задача обрисована однобоко, а, значит, непрофессионально. Первый сайт компания нередко делает, пребывая в иллюзиях неведения, даже не представляя что значат переговоры с веб-студией и как они выглядят. Поэтому новички наивно полагают, что бриф из другой (вероятно, слабой, коль позволяет клиенту разгуливать со своим брифом) веб-студии — достаточное условие, чтобы оценить масштаб работы и адекватно его осметить. По своему опыту могу сказать, что переговоры про сайт уводят от, собственно, сайта очень далеко.

По брифу веб-студии сложно понять, каких усилий потребует сайт. Но очевидно, что цена должна быть низкой, ведь это — конкурс. Поэтому назначается некая минимальная величина вознаграждения, которая интересна веб-студии. И если в процессе работы выяснится, что бриф недостаточно полно осветил потребности заказчика, не нужно быть экстрасенсом, чтобы понять за чей счёт веб-студия компенсирует свои незапланированные расходы. Заказчик даже не узнает, где сэкономил подрядчик, но это скажется на результате.

Непрофессионально

На первичных переговорах опытная веб-студия прощупывает клиента, насколько тот готов быть вовлечённым в процесс. От этого зависит качество конечного продукта. Когда клиент начинает сотрудничество не со знакомства, а присылает чужой бриф, складывается впечатление, что человек не очень-то желает тратить на свой сайт время. Чем, как не ленью объяснить тот факт, что он одну и ту же бумажку рассылает незнакомым людям, даже не выяснив имени адресата, вместо личного разговора с каждым. А человек, который лениться, — страшный клиент! Такому угодить непросто, такие обычно просыпаются под занавес и начинают фонтанировать идеями, когда сайт уже пришло время сдавать.

Как ни крути, а ключевым критерием оценки подрядчика является цена. Другую причину трудно представить. Когда как ключевыми компетенциями веб-студии являются знания, опыт и подход к работе. Быть выбранным не за экспертность, а за самую низкую оценку работы — не самый приятный стимул, согласитесь!

Глядя на столь непрофессиональный дебют волей-неволей задумаешься, стоит ли связываться с такой компанией. Никто не хочет работать с неудачниками: как серьезным фирмам не интересны студии-однодневки, так и опытным веб-студиям не по пути с заказчиками, которым плевать на свой бизнес. Хорошие веб-студии ценят свой труд и продают услуги соизмеримо своей экспертности. 

Вывод

Стоит ли удивляться, что большая часть таких обращений остаётся без ответа? В студиях не дураки сидят и умеют определять своего клиента. Если вы хотите, чтобы на вашу заявку обратили внимание, отнеситесь к переписке с потенциальными исполнителями сознательнее. Если вы удержитесь от соблазна послать им чужой бриф, вы правильно начнёте путь к своему сайту.



Комментарии (0)